Зил 130 имеет систему охлаждения, разработанную еще в Советском союзе. На базе наработок, в общем, для всех тяжелых автомобилей. Все силовые механизмы обеспечивались стандартными элементами, обуславливающими максимальные показатели эффективности.
Состав системы охлаждения
- Радиатор
Радиатор это та деталь, что обеспечивает исправную работу охлаждающей жидкости, благодаря использованию направленному потоку воздуха. На 130 модели, система стоит по старому образцу, в то время было принято иметь 3х рядную систему и монтировать радиаторы с меди.

Эти элементы весьма часто ломаются по причине износа и коррозии. Так не часто встретишь Зилы для эксплуатации, которых используют тосол. Обычно в целях экономии данные машины охлаждают обычной водой, не редко даже не дистиллированной, что и приводит к быстрому износу механизма. Замена поврежденной детали требует много времени, поскольку его местоположение весьма неудобно для демонтажа и монтажа.
- Вентилятор
Крепится он на шкиве водяного насоса и ставится принудительно, после чего приводится в работу благодаря ремню коленчатого вала. Как правило, проблемы связанные с ним возникают по причине неисправности креплений или лопастей.
- Термостат
Он обеспечивает регулирование потоков охлаждающей жидкости с малого на большой круг и наоборот. Осуществляется это для достижения максимальной отдачи от охлаждающей или прогревающей механики основного силового аппарата. К сожалению именно эта деталь чаще всего подвержена поломкам, поскольку именно склеивание термостата приводит к склеиванию мотора. Всё это само собой приводит к отрицательным последствиям, которые необходимо избегать на протяжении всего времени эксплуатации.
Для замены термостата нужно слить уровень охлаждающей жидкости с системы и отвинтить верхний патрубок с крыши термостата. Затем откручиваем саму верхнюю крышку крепления термостата и вынимаем изделие. После этого устанавливаем новую запчасть и заливаем тосол. Накопленный опыт говорит о том, что порядка литра жидкости в процессе замены теряется, поэтому необходимо докупить оговоренное количество вещества.
- Водяной насос
Помпа служит для стабильного обращения тосола по своему маршруту. Он обладает центробежным принципом строения. При неисправности эту деталь в отличии от предыдущих легко отремонтировать с помощью обычного рем. комплекта.
Находится насос на крышке блока цилиндров.
Если обнаружена коррозия крышки или износ крепежей вала, необходимо заменить деталь. Обратите на это внимание при починке.
- Датчик температуры
Датчик температуры на зил 130 по инженерному решению еще советских лет ставился самый примитивный. Как вывод – всё его функционирование сводилось к определению температуры движка, и передачи ее водителю по средству приборной панели. В дальнейшем сам водитель уже решал, что ему делать с полученными данными. Практика показывает, что на большинстве современных еще работающих с тех времен зилах, показатели температуры не работают, и часто не заменяются. В виду экономии или непонимании его полезности.
Поэтому обратим ваше внимание на основную пользу датчика и причину его своевременной замены:
- исходя из указанной температуры, водитель может своевременно установить проблемы в работе двигателя, обнаружить сигналы, ведущие к его закипанию;
- пониженная температура может указывать на неисправность других систем, требующих немедленной починки;
- отражение изменений температуры двигателя на участках дороги разной сложности позволяет анализировать эффективность транспортного средства и находить решения по его модификации и тюнингу.
- Сливные краны
Краны нужны для сцеживания охлаждающего элемента из машины. Их расположение находится в области радиатора. Опыт показывает, что если тосол или воду не сливать в течение долгого времени, детали склеиваются, и их становится проблематично отвинтить.
Модернизация
Эффективных вариантов модернизации, к сожалению нет. Каждый водитель придумывает свои варианты исходя из своих проблем и требований. Патрубки, работающие в системе охлаждения можно заменить на силиконовые. Однако по-прежнему главной проблемой остается термостат. Его можно заменить аналогичным с иностранной машины.
Всё остальное является уже тюнингом, так как будет идти прямое физическое воздействие на элементы машины.