Автомобильный двигатель является сложным устройством, работа которого обеспечивает бесперебойное функционирование многих систем автомобиля. Рабочая температура мотора является одним из важнейших параметров, который должен строго соблюдаться, ведь его перегрев может привести в поломке и даже возгоранию.
Для контроля за этим применяется охлаждающая жидкость, которая предохраняет двигатель от излишнего нагрева, не замерзает при отрицательных температурах окружающей среды, а также защищает движок от коррозии и засоров.
В системе функционирования автомобиля должно стоять сразу несколько температурных датчиков, которые помогут контролировать довольно большой комплекс параметров, с целью создания максимально благоприятных условий в салоне машины, а также для ее работы. Это датчик температуры окружающей среды, охлаждающей жидкости, моторного масла, топлива, температуры внутри авто и многое другое
Датчик температуры охлаждающей жидкости или ДТОЖ отслеживает температуру охладителя, при достижении критического порога которой, подается сигнал в центр управления, который включает обдув радиатора. Это не дает мотору перегреться, что обеспечивает оптимальные условия работы системы, а также экономит бензин, ведь горячему движку требуется довольно много топлива по сравнению с тем, который работает при допустимой температуре.
При неисправности датчик температуры охлаждающей жидкости способен привести к поломке мотора, что чревато разного рода неприятными последствиями — коррозия составляющих двигателя из-за перегрева, перерасход топлива и многие другие.
Где находится датчик?
ДТОЖ для сбора корректных данных должен быть расположен непосредственно в измеряемой среде, то есть — термистор прибора должен находиться не снаружи, а в самой системе охлаждения, будучи погруженным в жидкость.
Чаще всего температурный датчик стоит в блоке цилиндров в корпусе термостата (реже может быть его расположение в самой головке блока, либо стоят два прибора в обоих указанных местах, каждый из которых выполняет свою функцию — один из них снимает температурные показатели жидкости на выходе из радиатора, а другой на выходе из двигателя).
Независимо от точного расположения прибора, одно условие должно быть обязательно соблюдено — необходим контакт датчика с хладагентом, иначе считывание и передача температурных данных будут иметь некорректные показатели, что скажется на качестве работы системы. Размещение термоизмерителя в любом другом месте приведет к тому, что он начнет собирать показатели с наружного пространства, а не с требуемой жидкости, а это абсолютно недопустимо. Это условие касается абсолютно любого транспортного средства, будь то мерседес, газель, камаз или мопед.
Данный прибор помещен в теплопроводную оболочку с резьбой и электрическим разъемом.
Основываясь на данных, которые передает термодатчик, система управления может регулировать следующие моменты в работе автомобиля:
- обогащение или обеднение горючего (в зависимости от температуры мотора — чем ниже показатели тепла, тем меньше обогащается топливо и тем большее его количество требуется);
- выставление опережения зажигания с целью уменьшения газообразования выхлопа;
- корректировка циркуляции газов при прогреве транспортного средства;
- контроль за работой вентилятора, блокировкой раздаточной коробки и продувкой системы.
Виды датчиков охлаждающей жидкости
- Магнитный. Состоит из якоря, расположенного меж катушек, к которому подключены стрелка шкалы на приборной панели автомобиля. Одна из катушек подключается к кабелю с изменяющимися показателями сопротивления, а вторая к автомобильной сети. Уровень нагрева мотора меняет показания, создавая магнитное поле, которое движет якорем.
- Биметаллический. Состоит из сочетания двух элементов из металлов с разным показателем температурного сопротивления. Под воздействием нагрева происходит расширение, которое приводит в действие прибор на панели. Этот и предыдущий типы устройств автовладелец сможет определить самостоятельно, просто заведя свою машину. При установленном магнитном детекторе стрелка шкалы начнет дергаться, а в случае с биметаллическим прибором — перемещаться плавно.
- Полупроводниковый. Более распространенный тип датчика, нежели биметаллический. Принцип работы прибора основан на снижении сопротивления при нагреве.
- Капиллярный. На сегодняшний день практически не используется, так как считается устаревшим и не самым удобным видом ДТОЖ. Представляет собой капсулу, наполненную субстанцией с низкой температурой закипания. При прогреве мотора хладагент начинает кипеть, что приводит к повышению давления в системе детектора, в результате воздействия которого начинается перемещение стрелки индикатора.
Признаки неисправности ДТОЖ
Есть несколько моментов, которые помогут автовладельцу определить выход из строя термодатчика ОЖ:
- самое простое — это код ошибки на экране приборной панели в современных моделях авто;
- некорректные показания (например, распространенная неисправность марки Газель, когда показания детектора скачут от нуля до нормальных чисел);
- затруднен запуск мотора даже при благоприятных условиях внешней среды;
- сложности с остановкой горячего двигателя на холостых оборотах;
- значительный перерасход горючего;
- ошибки в данных о газе;
- перегрев мотора, который может сопровождаться задымлением из-под капота;
- нехарактерный цвет выхлопа.
Прежде чем покупать новый термодатчик, следует проверить уровень охлаждающей жидкости и ее качество (так как без своевременной ее замены, она теряет свои свойства), а также убедиться в отсутствии погрешностей в работе вентиляции.
Замена ДТОЖ
Как только хозяин автомобиля убедился, что причина проблем кроется именно в неисправности термодатчика, можно приступать к его ремонту.
Кстати, вышеуказанная Газель может избавиться от неполадки путем прочистки прибора. Если же это не помогло, то читаем дальше. Хотя, правильнее будет сказать — замене ведь, как и любой другой датчик, данный не подлежит исправлению, так что неисправности получится устранить только удалив старый прибор и поставив на его место новый.
Прежде чем приступить к работе, необходимо обесточить систему, отключив аккумуляторную батарею. Затем слить хладагент до уровня детектора и отсоединить шлейф. После чего неработающее устройство выкручивается, а на его место помещается новое. После производятся обратные манипуляции (подсоединение шлейфа, залив ОЖ и подключение АКБ)
Итог
В данной статье было описано где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, как его заменить, а также их виды и особенности.
Конечно, к каждой конкретной модели стоит подходить с индивидуальными методами, а способы ремонта можно узнать из специальных мануалов, но общее представление все-таки иметь нужно.
К примеру у опель антара довольно сложно узнать температуру двигателя, если не знать некоторых секретов (управляющая панель включается в режим магнитолы, после чего нужно нажать кнопку setting и удерживать ее до звукового сигнала, затем дважды нажимается клавиша BS, результатом чего становится высвечивание информации на приборной панели, пролистав которую пару раз, можно увидеть желаемые показания).
А у фольксваген пассат б 5 показания выяснить легко, а вот подобраться к термодатчику весьма непросто. В автомобиле Газель ДТОЖ расположен на патрубке термостата.
YouTube responded with an error: The provided API key has an IP address restriction. The originating IP address of the call (87.236.20.133) violates this restriction.