Двигатель внутреннего сгорания. Из названия понятно, что работа его связана с высокими температурами. А в любом, связанном с нагревом процессе необходим контроль за уровнем температуры. Недопустимо, чтобы он изменялся в меньшую или большую сторону от необходимой нормы, дабы обеспечить бесперебойное функционирование системы, а также избежать поломок, причиной которых может стать температурный сбой.
В автомобилях Лада, как и в любых других, температуру двигателю помогает регулировать охлаждающая жидкость, которая не только охлаждает или нагревает мотор, но и предохраняет чести системы от коррозии и засоров.
За состоянием же ОЖ поставлен наблюдать небольшой, но очень важный прибор — датчик температуры охлаждающей жидкости.
На ВАЗ 2110 детектор охлаждающей жидкости устанавливается на корпус термостата, что позволяет чувствительному элементу непосредственно контактировать со средой измерения. Данный прибор обладает отрицательным температурным коэффициентом, что означает — при повышении нагрева жидкости, сопротивление детектора снижается.
Стоит отметить, что устанавливаются температурные датчики ВАЗ 2110 в одном месте, которое не меняется в зависимости от типа двигателя или его особенностей. Будь это модель 2112 16 клапанов или 8 клапанов, ВАЗ 2110 инжектор или карбюратор, термодетектор будет стоять в ГБЦ, проверяя температурный уровень проходящей через него ОЖ и посылая данные, благодаря которым ЭБУ включает или выключает вентилятор.
Температурный датчик посылает собранную информацию на электронный блок управления (проще говоря, на приборную панель), который, проанализировав полученные данные, корректирует уровень обогащения топлива, а также работу системы охлаждения.
Неисправность ДТОЖ может привести к перегреву двигателя из-за того, что данные указателя температуры могут не совпадать с фактическими данными нагрева движка. Если передаваемые показатели будут выше фактических, система станет постоянно гонять вентилятор, что не очень хорошо для работы автомобиля. А если ниже, то и того хуже — движок перегреется и закипит, что может привести к его поломке.
Некоторые признаки поломки термодатчика ОЖ:
- затрудненный старт двигателя в любую погоду (что с тем же успехом можно считать признаком негерметичности топливных форсунок);
- нехарактерный цвет выхлопных газов;
- сбои в работе на холостых оборотах;
- резкое повышение расхода топлива.
Как заменить датчик температуры в ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112?
Прежде чем приступать к замене ДТОЖ, необходимо убедиться в том, что отсутствуют неисправности в следующих системах — контакты датчика, вентилятор, радиатор, уровень и качество ОЖ.
Необходимо приобрести прибор именно той маркировки, которая обозначена на оригинальном изделии, либо официальные их аналоги. Установка устройства неподходящей модели может привести к новым неисправностям.
- Перед снятием неисправной запчасти необходимо заглушить и остудить движок, слить ОЖ, обесточить аккумуляторную батарею;
- оценить доступность термодатчика и снять при необходимости мешающие детали;
- отключить контакты ДТОЖ и выкрутить его из гнезда при помощи подходящего ключа (как вентиль — против часовой стрелки);
- монтировать новый датчик (при необходимости обработать герметиком, если нет уверенности в герметичности детали);
- провести обратные манипуляции по сбору;
- запустить мотор и протестировать работу прибора.
ДТОЖ, который подозревается в неисправности можно проверить своими силами, имея под рукой пару приборов — теромометр и мультиметр.
Демонтированный датчик подключается к измерителю в режиме омметра и опускается в емкость с нагреваемой ОЖ, туда же помещается градусник. По мере нагрева сверяем данные с таблицей. Для примера — сопротивление при 30 градусах Цельсия составить примерно полторы тысячи, а при ста — меньше 150.
Таким же образом можно проверить и работоспособность нового датчика без его установки в систему, пытаясь определить точность его работы и впустую гоняя вентилятор.
Данная информация также применима к модификациям вышеописанных моделей – ВАЗ 21102 (восьмиклапанный инжектор 1,5 л), ВАЗ 21124 (шестнадцатиклапанный) и другим разновидностям.
Но при выборе модели запчасти, тем не менее, стоит обращать внимание на ее маркировку. Датчик температуры ВАЗ 2110 может и подходит другим моделям, но лучше удостовериться в совместимости.
Датчик температуры ВАЗ 2107/ВАЗ 2106
Рассмотрим другие модели Лада и особенности ДТОЖ в их случае.
Прибор в данной модели находится в головке блока цилиндров (как видим — ничего нового, что, в общем-то довольно характерно для некоторого модельного ряда автомобилей ВАЗ).
Не лишним будет повторить, что перед заменой датчика необходимо остудить двигатель, слить ОЖ и обесточить АКБ, дабы избежать ожогов, коротких замыканий или иных недоразумений.
- С термодетектора снимается защитный кожух и отсоединяется провод;
- удаляется неисправный прибор;
- на его место ставится новый;
- все манипуляции производятся в обратном порядке.
Некоторые умельцы умудряются заменить ДТОЖ без слива жидкости, это вполне возможно при определенной сноровке и аккуратности, но правильнее будет все-таки ее сцедить, а затем залить обратно.
Если кому-то лень с этим возиться, либо нет возможности, стоит в обязательном порядке охладить мотор, ведь ОЖ в нем имеет очень высокую температуру во время работы, а заменяя датчик без слива, придется некоторое время закрывать гнездо пальцем.
В чем отличие от предыдущего способа — демонтируя неисправное устройство, необходимо не до конца его выкрутив, вооружиться новым детектором, который необходимо сразу же моментально поставить на место старого, во избежание утечки ОЖ из системы. Либо, как было сказано выше, закрыть гнездо пальцем до установки нового прибора.
Не самый надежный способ замены, но может быть такое, что поломка произошла в таком месте, где воспроизвести все шаги по правилам не будет возможности.
Данная инструкция применима к моделям ВАЗ 2101, ВАЗ 2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2106.
Датчик температуры ВАЗ 2108
ДТОЖ данной модели располагается в патрубке ГБЦ (аналогично моделям ВАЗ 2108 и ВАЗ 21099). Признаки неисправности, диагностика и замена — все производится аналогично предыдущим инструкциям.
Некоторые считают, что существует различие между ремонтом ДТОЖ, зависящее от типа мотора, но в данном случае это не совсем так. И ВАЗ 2109 инжектор, и ВАЗ 2109 карбюратор одинаково неверно гоняют вентилятор в случае неисправности датчика, и процесс его замены проходит одинаково.
Датчик температуры ВАЗ 2114
В данной модели автомобиля имеется два датчика, и в ГБЦ и в термостате. Работают они с температурой жидкости на выходе из радиатора и из двигателя. Кроме этого отличия, остальные нюансы сохраняются идентично описанным выше.
Также особенности, которыми отличается датчик температуры на ВАЗ 2114, применимы к моделям 2113 и 2115.
Итог
Чем хорошо отечественные автомобили, в частности, Лада? Доступностью, недорогим обслуживанием, а главное — простотой в эксплуатации. Независимо от модели автомобиля, общие нюансы остаются неизменными и водитель может легко поменять датчик температуры ВАЗ 2115 или 21214, зная общие нюансы и особенности автомобилей линейки ВАЗ в целом.
YouTube responded with an error: The provided API key has an IP address restriction. The originating IP address of the call (87.236.20.133) violates this restriction.